Кали - Божество в том его аспекте, который поглощает все те вещи, которое оно же и создало.
«Кали» называется так, поскольку она пожирает время (kala), вновь обретая свою темную бесформенность.
Так из Нее, из ее природы, которая неотдельна от Шивы, из состояния ашабда, источаются все буквы и слова (шабда), а также обозначаемый ими мир вещей (артха). И Ею же как Кали они поглощаются.
Всё это действо происходит на кладбище, где сжигают трупы (смашана, smasana), посреди белых, высушенных на солнце костей и частей тела, разгрызаемых и растаскиваемых животными и птицами-падальщиками. Здесь героический (вира) практикующий (садхака) глубокой ночью совершает свои повергающие в трепет ритуалы. Кали - главное действующие лицо данной сцены, поскольку она есть тот самый аспект великой Силы, который поглощает все вещи во времена разрушения вселенной. И только тот сможет бесстрашно осуществлять такое поклонение, кто отбросил все мирские пристрастия и ищет соединения лишь с Ней, как единое блаженство и совершенное переживание. И на этой пылающей земле все мирские желания сгорают. Кали обнажена и темна как грозовое облако. Она сумрачна, поскольку находится за пределами ума и речи, и низводит все вещи до такого мирского «небытия», каковым является пустота (шунья) всего того, что мы знаем; и в то же самое время - это всё (пурна), что является Светом и Умиротворением. Она обнажена и окутана лишь пространством (дигамбари, digambari), поскольку ее великая Сила безгранична. Она сама по себе находится за пределами майи ( maya), своей Силы, посредством которой скрывает свою собственную природу и создает весь универсум.
Она стоит на белом, похожем на труп (savarupa) теле Шивы. Он белый, поскольку является освещающим (пракаша), трансцендентным аспектом сознания. Он инертный, поскольку является неизменным аспектом Высшего; тогда как Она, - изменчивый аспект того же. На самом деле Он и Она - одно и то же, будучи парным аспектом Единого, по сути неизменным, но проявляющемся как изменчивое.
(А.Авалон "Принципы тантрической космогонии")
