ВОЛОСЫ КАЛИ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ И РАСТВОРЕНИЕ.
Другая поразительная особенность Кали —ее распущеные растрепанные волосы. Мне никогда не приходилось видеть изображения Кали с причесанными или заплетенными в косу волосами. Некоторые из других Махавидий, такие как Чхиннамаста, Багаламукхи и Дхумавати также обычно изображены с непричесанными волосами. В некоторых случаях, как, например, в храме Дурги Сапташати в Нагаве, возле Варанаси, все Махавидьи изображаются с растрепанными волосами. Неубранные волосы представляют разительный контраст с обыкновением индуистских женщин следить за своими прическами и с тем, как изображается большинство богинь. Каков же смысл непричесанных волос Кали? Здесь возможными представляются два основных истолкования. Волосы женщин, заплетенные в косу или связанные в пучок, свидетельствуют о соответствии социальным условностям и, возможно, также о принятии контроля социума. Замужние женщины разделяют волосы посредине пробором и туго заплетают их в косу. Пробор часто отмечается красным цветом, что говорит о замужнем статусе женщины. Девушки, достигшие половой зрелости, также обычно носят волосы собранными в пучок тем или иным образом. Распущенные волосы — большая редкость. Вместе с остальными идущими вразрез с традицией особенностями — ее наготой, грубо высунутым языком, тем, что она стоит поверх своего мужа и живет на местах кремации, — спутанные, распущенные, сбившиеся волосы Кали подчеркивают ее социально маргинальный характер, ее презрение к условностям. Кали свободна от условностей, дикая и неконтролируемая по природе и не связанная, не ограниченная партнером. Распущенные волосы Кали могут также нести более широкий, по-настоящему вселенский смысл, говоря о самом процессе растворения. Учитывая связь Кали с местом кремации и смертью, ее растрепанные волосы могут означать конец мира. Ее волосы развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. Вторая интерпретация растрепанных волос Кали кажется приемлемой. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Наверное, наиболее известный пример этому в санскритской литературе — сцена с Драупади в Махабхарате. Ее муж Юдхиштхира ставит ее на кон и проигрывает. Драупади по распоряжению Дурьодханы, противника Юдхиштхиры, приводят в приемный зал и заставляют раздеться. В тексте говорится, что у нее менструация и что волосы ее распущены. В комментарии на эту сцену Альф Хилтебейтель говорит: «Два этих факта связаны между собой. Волосы Драупади распущены, потому что у нее менструация. Здесь Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации, и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности».Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности. Мне не удалось найти текстового поддверждения версии о том, что распущенные волосы Кали свидетельствуют о менструальном периоде. Но поскольку она символизирует ниспровержение социального порядка и благопристойности и олицетворяет собой столкновение или, по крайней мере, признание запретного (представленного загрязненным), можно допустить и такую версию.
Д.Кинсли.10 Махавидий.